В связи с заменой сертификата безопасности, информируем о необходимости установить корневой сертификат НУЦ Минцифры России, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.
ул. Таганайская,1, г. Златоуст, Челябинская область, 456200, Российская Федерация

Часть третья. Геральдические страдания златоустовского Пегаса


Поступив в Златоусте на геральдическую службу, Пегас на первых порах жил вольготно. Строгого соблюдения геральдических правил от него не требовали, даже сам автор герба, нарисовав в 1980 году герб для музейного вымпела, несколько изменил форму щита. Иногда даже в серьёзных журналах хвалили. Но к концу XX века для Пегаса наступили трудные времена. Впрочем, всё по порядку


В 1987 году в сентябрьском номере популярного журнала «Наука и жизнь», выходившего тогда тиражом 3,45 млн. экземпляров, на второй странице обложки появилось цветное изображение герба Златоуста. А через несколько месяцев в июльском номере за 1988 год появилась статья доктора исторических наук, специалиста по геральдике, Н. Соболевой, где златоустовский герб был удостоен высокой оценки.


В 1997 году был принят Устав города Златоуста, где в одном из пунктов говорилось, что символом города является его герб, а применение герба регулируется особым положением. Проект «Положения о гербе Златоуста» был разработан краеведом, редактором-составителем «Златоустовской энциклопедии» А. В. Козловым, и принят решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 27 июня 1997 года № 65. Изображение герба было уточнено совместно с его автором В. П. Жариковым.


В 2000-м году было решено представить герб для регистрации в Геральдическом регистре Российской Федерации. В связи с этим пришлось корректировать и Положение о гербе и сам герб, чтобы выполнить требования Геральдического совета при Президенте РФ. К сожалению, Государственный геральдический Совет при Президенте Российской Федерации посчитал, что наличие надписи в городском гербе это не просто отступление от геральдических канонов, а грубая ошибка. На что и было указано при предварительной экспертизе нашей городской символики. Поэтому в доработанном с учётом этих требований варианте герба надпись «Златоуст» заменена золотым поясом, а геральдическое описание приняло следующий вид: «В червленом (красном) поле над пониженным золотым поясом вписанный летящий золотой крылатый конь». Именно в таком виде герб утвержден в качестве основного официального символа Златоуста решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 29 августа 2000 г. № 715. Этим же решением утвержден и флаг города Златоуста, который повторяет композицию гербового щита (впервые флаг Златоуста поднят 23 июля 2002 г. над зданием, где работает Глава города и городское Собрание депутатов). Герб и флаг Златоуста находятся в рабочих кабинетах Главы Златоустовского городского округа и Председателя Собрания депутатов Златоустовского городского округа, а изображение герба Златоуста размещено на официальных документах органов городского самоуправления, а также присутствует на официальных печатях.

В работе над уточнением городской символики участвовали исполнительный директор «Союза геральдистов России» Константин Фёдорович Моченов и редактор-составитель «Златоустовской энциклопедии» Александр Вениаминович Козлов.

Решением Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, принятым 31 мая 2001 г., герб и флаг Златоуста внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационных номеров 664 (герб) и 665 (флаг). Государственную регистрацию официальные символы Златоуста — герб и флаг — получили первыми в Челябинской области одновременно с гербом и флагом областного центра — Челябинска.


Только златоустовский Пегас успокоился, пережив утрату надписи «Златоуст» на гербе, как в 2004 году у него опять случились переживания. При подготовке книги по геральдике Челябинской области её авторы К. Моченов и Г. Туник отыскали в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге сведения о проекте герба уездного города Златоуста Уфимской губернии. Описывался он так: «В серебряном щите столб, разделённый чёрно-золотыми <нерзбрч> шапочками, <нерзбрч> двумя лазоревыми клинками. В вольной части герб Уфимской губернии. Щит увенчан серебряной, о трёх зубцах, башенною короною, за щитом два золотых молотка, соединённые александровской лентой». Проект не был утверждён императором и так остался в архиве. Что явилось этому причиной сегодня сказать сложно, но так или иначе своего герба у уездного Златоуста так и не появилось. Узнав про существование этого проекта, некоторые поклонники старых времён в Златоусте совсем уж было решили поменять оруженосца самого Зевса на два клинка, но эта инициатива усохла, что называется, на корню, и наш крылатый конёк успокоился.


У нашего крылатого коня довольно много родственников. Расскажем коротко о некоторых из них. Но вначале поговорим о прародительнице всех коней — Лошади

Лошадь в символике

ЛОШАДЬ имеет двойственное значение. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с покровителями Солнца, впряжённая в колесницы. Как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила - боевые кони океанических покровителей. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть. Лошадь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Она обладает инстинктивной чуткой звериной натурой, магическими силами и символизирует ветер и морские волны. На ней может скакать дьявол, и тогда она становится фаллической. Если всадник - Дикий Охотник и Эрл-Король, она означает смерть. Крылатый конь - это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, непорочность, жизнь и свет. Им правят герои. Чудесные крылатые кони, увлекающие солнечные колесницы богов в античной, вавилонской, иранской, индийской и скандинавской мифологии, — духовные символы солнечной энергии. В более позднее время конь заменил быка в жертвоприношениях. Оба они олицетворяют плодородие, мужскую силу, а также хтонические силы. Белый конь океана имеет отношение, как к принципу воды, так и к принципу огня. Лев, убивающий быка или коня, означает Солнце, иссушающее влагу и туман. Черный конь - знак похорон. Предвещает смерть и символизирует хаос. Появляется в период двенадцати дней хаоса между старым и новым годом. Жертва октябрьского коня означает смерть смерти. Конь может также быть солярным символом, как знак мужества, плодородия.

Акбузат — крылатый конь-тулпар башкирского эпоса

Крылатый конь-тулпар башкирского эпоса, который помогает эпическим героям совершать подвиги.

Бурак — крылатый конь в исламе

Бурак — крылатый конь, на котором основатель ислама, пророк Мухаммед (570-632 гг н.е.) совершил "ночное путешествие" из Мекки в Иерусалим.Бурак, согластно мусульманской традиции-ослепительно белый конь, с длинной спиной, длинными ушами и человеческим лицом.

Гушганат — крылатый конь туркменского эпоса

Образ «крылатого коня» присутствует в туркменских дестанах и эпосах. Например, в дестане «Говхер гыз и Ширалы бег», когда у Ширалы пал его конь, появляется незнакомец, который помогает герою: «Со стороны восхода солнца появился конь с поводьями, закинутыми за луку седла, резвый, словно борзая собака. Вся сбруя на коне блистала на солнце так, что слепило глаза. Человек взял коня за повод, подвел его к Ширалы и сказал: «Сынок, раз твой конь пал в пути, я даю тебе этого коня. Даже если ты верхом на нем объедешь весь мир, то и тогда он не утомится. Его зовут Гушганат - Птицекрылый». В эпосе богатырь Гёроглы говорит о своем скакуне Гырате: «Хочу рассказать я тебе отец, через реку Амударью прыгнул Гырат. Видно, Бог его поддержал - как на крыльях перелетел Гырат». В различных версиях эпоса «Гёроглы» Гырат и его брат Дурат выращены в конюшне без света. В одной из версий, по оплошности Гёроглы, луч солнца попал на коней, и у них перестали расти крылья.

Лунг-та — крылатый конь в тибетской мифологии

Существует одна красивая легенда, связанная с Шамбалой. Это - существование чудного камня Чинтамани. Его появление на Земле связано с созвездием Ориона. Согласно легендам, камень был принесен крылатым конем Лунг-та, который способен пересекать вселенную. Н. Пржевальский в своей книге "Монголия и страна тангутов" писал, что для тех, кто может быть допущен в обетованную землю буддистов Шамбалу, имеется особый конь, который стоит постоянно оседланным и возит своего господина в одну ночь из Тибета в обетованную землю и обратно". А не является ли этот крылатый конь символом космического корабля? И не потому ли ламы, увидев сфероидальное тело над вершинами Гималаев шептали:"Знак Шамбалы".

Пегас — крылатый конь древних греков

Пега́с (от древнегреческого  Πήγασος - "бурный поток") - в древнегреческой мифологии крылатый конь, сын Посейдона и Медузы Горгоны, появившийся на свет вместе со своим братом великаном Хрисаором из крови Горгоны, сразу после того, как Персей обезглавил её.

Пегас родился у истоков Океана, поэтому и получил такое имя. Жил Пегас, согласно легендам, на горах Парнас и Геликон. Пегас ударом копыта о землю мог сотворять источники. Так, ударив копытом близ сада Муз на горе Геликон, создал источник Гиппокрен - Ключ коня - из которого черпали вдохновение поэты.

Пегаса, с помощью золотой уздечки смог укротить Белерофонт, и на нем отправился на бой с Химерой. Сидя на спине Пегаса, Беллерофонт с расстояния поражал Химеру стрелами и копьями, одно копье угодило прямо в пасть чудовищу и оно погибло. Так, благодаря волшебному коню было повержено страшное чудище.

Овладевшая Беллерофонтом гордыня впоследствии погубила его. Герой захотел взлететь на Олимп с помощью Пегаса. Достигнув заоблачных высот, и вызвав тем самым гнев Зевса, Беллерофонт был сброшен Пегасом на землю, так как Зевс послал овода, который ужалили коня и тот, от боли, скинул своего всадника. Пегаса Зевс оставил себе - он стал доставлять громовержцу молнии из кузницы Гефеста.

Пегас на протяжении многих столетий оставался популярным художественным образом. Крылатый конь изображался на гербах, монетах, в скульптуре.

Силсунат — крылатый конь чувашского эпоса

Во времена появления на свете предков чувашей, Тура (верховный бог) первым из животных создал крылатого коня Силсунат. От него произошли все лошади, среди которых нередко и сейчас-де встречаются особи с невидимыми крыльями. Созданный Всевышним первый крылатый конь вывел первопредков чувашей из лесных дебрей на степные просторы и привел на плодородные земли, удобные для хлебопашества.

Товлынг-лув — крылатый конь в мифологии обских угров (ханты и манси)

Мир-су́снэ-хум (манси), Мир-шэ́тиви-хо (ханты), в мифологии обских угров одно из главных божеств. Буквальное значение имени — «смотрящий за миром». Каждую землю он объезжает на крылатом всевидящем коне Товлынг-лув с золотой гривой и серебряными копытами, проверяя, всё ли в мире в порядке, и передавая людям наказы своего отца Нуми-Торума.

Чхоллима — корейский крылатый конь

Чхоллима (кор. 천리마, 千里馬) — мифический крылатый корейский конь, «способный преодолевать тысячу ли в день». По легенде, не было на Земле смельчака, способного его укротить, поэтому Чхоллима улетел в небо. Дал название движению Чхоллима в КНДР. Чхоллима является символом прогресса и движения нации вперёд. Также дал название одной из станций метро в Пхеньяне.

Изображается в виде крылатого коня. В Пхеньяне есть несколько подобных статуй.

Сборная КНДР по футболу носит прозвище «Чхоллима». Также в КНДР издаётся журнал «Чхоллима».


Присутствует крылатый конь и в православной символике. Именно на красном крылатом коне на иконах часто изображают архангела Михаила — архистратига небесного воинства.


Крылатые кони сегодня присутствуют на гербах многих городов и поселений как в России, так и в других странах. Но наш крылатый конь всё равно интереснее — ведь он наш!


Вот и подошёл к концу наш небольшой рассказ о крылатом коне, взлетевшем на герб Златоуста. В заключение скажем о том, как сегодня трактуется герб нашего города.

Как правило, описание гербов начинается со щита, его формы и цвета. В европейской геральдике существует несколько основных форм геральдических щитов: норманнский (варяжский), испанский, французский, итальянский, немецкий, греческий (амазонский), восточный или византийский (круглый). Наиболее распространена французская форма, поскольку она крайне удобна для рассечения щита на ряд полей и для расположения на ней геральдических фигур. В российскую геральдику она была внесена Ф. Санти. В последующем практически во всех территориальных эмблемах (гербах) российских городов использовалась именно французская форма щита, которая и была положена В. П. Жариковым в основу при создании герба Златоуста. Правда, художник придал традиционной форме дополнительное звучание: вертикальные грани щита несколько скошены вниз и на них имеются узкие выступы, в результате чего щит играет роль символического изображения ковша для разливки стали, характеризуя Златоуст как родину русского булата и один из центров качественной металлургии России. Поэтому щит городского герба, являясь вполне самобытным, не нарушает, тем не менее, российской геральдической традиции.

Поле щита — красное (червленое). В геральдике красный цвет является символом силы, мужества, храбрости и любви. В годы Советской власти красный цвет использовался в двух аспектах: как символ промышленности и как символ революционных и боевых заслуг жителей города. Именно в этом качестве он и был окончательно выбран для герба Златоуста (Владимир Павлович Жариков рассказывал автору, что сам он предполагал выбрать для щита синий цвет, который ассоциировался у него с образом Урала). Надо отметить, что червленый (красный) цвет один из самых распространенных и в мировой, и в российской геральдике. К примеру, красное поле гербового щита имели такие города, как Санкт-Петербург, Москва, Владимир, Царицын, Вологда, Пермь, Тверь, и, что особенно примечательно, Тула. Таким образом, красный цвет на гербе Златоуста может толковаться как, символ силы, храбрости и мужества его жителей, участвовавших в крупнейших событиях отечественной истории XVIII-XX веков (от восстания Пугачева до Великой Отечественной войны), символом того, что наш город — один из крупных промышленных центров Урала. Напоминает он и о том, что основали Златоустовский завод тульские промышленники Мосоловы, а его первостроителями были тульские же мастеровые. Есть в красном цвете и сполохи того огня, в котором рождался когда-то знаменитый аносовский булат и рождается сегодня не менее знаменитая златоустовская сталь.

Стилизованное изображение крылатого коня на гербе Златоуста — это символ уникального искусства златоустовской гравюры на стали и высокого таланта златоустовских мастеров. Золотой же цвет символизирует богатство недр уральской земли и напоминает о поэтическом имени города — Златоуст (золотой цвет в традиционной геральдике также означает верховенство, величие, уважение, великолепие, богатство). К этому следует добавить, что поскольку в греческой мифологии Пегас — это оруженосец Зевса, то на гербе Златоуста он ещё символизирует то, что на протяжении практически всей свой истории Златоуст был и остаётся одним из центров оборонной промышленности, таким образом, являясь оруженосцем России.

А провожает нас в путь Пегас златоустовского художника Владимира Зозули (1941–2020), изображенный на росписи на стене современного златоустовского вокзала.

А. Козлов, И. Шубина

Яндекс.Метрика