Новости
ВИРУСНЫЙ ЭФФЕКТ ИЛИ КАК КУЗЮКИ УЧЁНОГО ЭДВАРДА ДЖЕННЕРА ОТБЛАГОДАРИЛИ
23.12.2021 14:27 Просмотров: 513
ВИРУСНЫЙ ЭФФЕКТ ИЛИ КАК КУЗЮКИ УЧЁНОГО ЭДВАРДА ДЖЕННЕРА ОТБЛАГОДАРИЛИ
В наше непростое время, когда человечество борется с очередным вызовом природы, пытаясь создать универсальную вакцину и лекарство от COVID, чтобы предотвратить повторение пандемии и уменьшить смертность от болезни и её последствий, хочется напомнить о начале истории вакцинации.
Оспа
Оспа наряду с чумой и сибирской язвой — самые опасные для человека инфекционные заболевания, вызывающие эпидемии. Наблюдения показали, что человек, выживший после оспы, больше ею не заражается. Это подсказало способ борьбы с ней: привить оспу в лёгкой форме и тем предотвратить заражение тяжёлой и опасной для жизни формой этой болезни. В Европе прививание оспы было опробовано в 1718 году (вариоляция), а в 1765 году был предложен безопасный способ вакцинации от оспы, который сочли случайностью. И лишь в 1798 году именно Эдвард Дженнер издал брошюру с подробным описанием своего исследования о прививке коровьей оспы, и этот труд стал первым опубликованным отчетом о вакцинации, сделавшим эту практику известной во всём мире.
Натуральная, или чёрная, оспа — это заразное заболевание, убивавшее каждого седьмого заражённого взрослого и каждого третьего ребёнка. В XVIII веке оспа была одним из самых массовых и страшных заболеваний. В отличие от иных моров и пандемий, эта болезнь тлела постоянно. Если вспышки куда более смертоносной чумы случались далеко не каждое десятилетие, то оспа не уходила никогда. То, разгораясь, то затухая, она в том столетии ежегодно убивала на Европейском континенте в среднем полмиллиона человек, при этом на всю жизнь уродовала выживших, оставляя на их лицах многочисленные оспины-шрамы.
Победа над оспой стала одним из важнейших успехов медицины за всю её историю.
Вариоляция и вакцинация
Вариоляция (прививка (от латинского названия оспы — вариола) - в кровь вводили содержимое пустул выздоравливающего человека с убитыми или потерявшими способность размножаться вирионами. Заражённый обычно заболевал лёгкой формой оспы и получал надёжную защиту от нового заражения. Но, если для вариоляции брали вирусный материал не у выздоравливающего человека, а у того, кто ещё не поборол болезнь, то у привитого тоже развивалась тяжёлая и опасная форма оспы. Из-за этого риска немногие соглашались на прививку.
При вакцинации вводят вирусы безопасной для человека коровьей оспы, да ещё и ослабленные пребыванием в организме коровы, — идеальный способ получить иммунитет к любой форме оспы, не болея ею.
Метод Дженнера
В конце XVIII века несколько наблюдателей обратили внимание на коровью оспу, болезнь, часто встречавшуюся у лошадей и коров. Ещё в 1765 г. врачи Суттон и Фьюстер сообщили Лондонскому медицинскому обществу, что оспа у дойных коров, если ею заражается человек, предохраняет его от заболевания натуральной человеческой оспой. Лондонское медицинское общество не согласилось с ними, признало их наблюдение простой случайностью, не заслуживающей дальнейшего исследования. Однако в 1774 году английский фермер Бенджамин Джести успешно привил коровьей оспой свою семью, и то же сделал немецкий учитель Петер Плетт в 1791 году.
Независимо от них это обнаружил английский врач и натуралист Эдвард Дженнер, который, наблюдая за естественными случаями коровьей оспы тридцать лет, 3 мая 1796 г. решился произвести публичный опыт прививания коровьей оспы. В присутствии врачей и посторонней публики Дженнер снял оспу с руки молодой доярки Сары Нелмс, заразившейся коровьей оспой случайно, и привил её восьмилетнему мальчику Джеймсу Фиппсу. Оспа принялась, развилась только на привитых двух местах и протекла нормально. Затем 1 июля того же года Дженнер привил Фиппсу натуральную человеческую оспу, которая, как у защищённого предохранительной прививкой, не принялась.
Два года спустя Дженнер опубликовал свою работу под названием «Исследование о причинах и действиях variolae vaccinae, болезни обнаруженной в некоторых западных графствах Англии, особенно в Глостершире, и известной под именем коровьей оспы, с таблицами», Лондон, 1798. В этой брошюре Дженнер указывал, что коровья и натуральная оспа есть две формы одной и той же болезни, так что перенесение коровьей оспы даёт невосприимчивость к натуральной.
В 1800 году вакцинация была признана обязательной в английской армии и на флоте. В эти годы она распространилась в английских колониях, Северной Америке и далее в Европе. В 1807 году Бавария стала первой страной, где оспопрививание было сделано обязательным для населения.
Оспопрививание в Российской империи
В России, как и повсюду, оспа не была редкостью. Её болели все слои общества, как богатые, так и бедные, как высокопоставленные, так и безродные. В 1730 году 14-летний император Пётр II скончался от оспы. Также натуральную оспу впоследствии перенёс Пётр III ещё до того, как стал императором.
Первые прививки (вариоляции) в России сделал специально приглашённый из Англии врач Томас Димсдейл. При этом Екатерина II решила подать подданным личный пример: в ночь на 12 (23) октября 1768 года прививку от оспы сделали самой императрице. Материал для прививки был взят у крестьянского мальчика Александра Маркова, за что ему впоследствии были пожалованы дворянство, фамилия Марков-Оспенный и дворянский герб с изображением обнажённой руки, выше локтя которой имелась зрелая оспина. Привит был также наследник престола Павел Петрович, будущий император Павел I. Через несколько лет также были привиты и внуки императрицы Екатерины - Александр и Константин Павловичи. Сановники и придворные не допускались к царскому двору, если не имели «узаконенные предосторожности от оспы».
Екатериной II был издан указ об обязательном оспопрививании. В XVIII веке от натуральной оспы в России умирал каждый седьмой ребёнок. В конце XVIII века вариоляции подлежали все поступающие в кадетские корпуса, если они до того не переносили натуральной оспы.
Однако, благодаря тому, что дело попало сразу в руки грубых неучей — оспенников, благодаря тому, что полицией пускались в ход насильственные приёмы для привлечения населения к прививкам, а население, при общей неразвитости, не понимало и не могло понять пользу прививок — благодаря всему этому, закон о прививках успеха не имел. К этому времени и в Европе наступает разочарование в целесообразности вариоляции.
Массовую прививочную кампанию продолжил внук Екатерины II, император Александр I. В октябре 1801 года в России была начата вакцинация по методу Дженнера. Оспопрививание было произведено в Московском воспитательном доме профессором Е. О. Мухиным. Материал для прививок был прислан вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной, состоявшей в переписке с самим Дженнером. Первым привитым стал воспитанник Антон Петров. По повелению императрицы Петрову была присвоена фамилия Вакцинов, и он был награждён пожизненной пенсией. Воспитательный дом на долгое время стал важным московским оспопрививательным пунктом, где самостоятельно изготавливали вакцину и прививали всем желающим. Дженнер в 1814 году посетил Россию, и был представлен императору Александру I.
В 1802 году доктор Франц Буттац, изучавший вакцинацию в Англии, совершил по поручению правительства поездку по России для прививания оспы; выехав из Санкт-Петербурга, он через Новгород, Тверь, Москву, Калугу, Тулу, Курск и так далее добрался до Нерчинска и Кяхты, а обратный путь совершил по другой дороге.
В 1811 году императору подготовили доклад о проблемах оспопрививания, из которого были сделаны выводы, что вакцинации препятствует не только недостаточное число медиков, но и предрассудки людей. С этим предстояло бороться.
В России был учреждён Оспопрививательный комитет, в обязанности которого входило составление списков детей, которым оспа не была ещё привита, подготовка искусных оспопрививателей, пропаганда вакцинации. Церковные институты также были задействованы в агитации «прихожан своих к принятию сего спасительного средства» - оспопрививания. На базарах и ярмарках правительством распространялись лубки – понятные народу картинки с короткими стихами о пользе оспопрививания в духе частушек.
В распространении оспопрививания в стране большое участие принимало Императорское Вольное экономическое общество. Общество рассылало по всей России оспенную материю, инструменты, заботилось о подготовке опытных оспопрививателей, распространяло сотни тысяч брошюр на русском и инородческих языках.
Однако до Октябрьской революции в России все ещё не была введена обязательная вакцинация, что сильно сказывалось на статистике смертности.
Оспопрививание в Златоустовском горном округе
А как проходило оспопрививание в Златоустовском горном округе? Об этом можно узнать из документов Златоустовского архива.
Точной даты начала оспопрививания в Златоустовском заводе пока не обнаружено. В архивных делах за 1825 – 1829 годы имеются разрозненные сведения о доставке из Оренбургской врачебной управы на завод «стёкол со свежей лимфой предохранительной оспы», о проведении прививок младенцам штаб-лекарем Романовским и Городенским, то есть работа по оспопрививанию велась. Но как активно? Видимо не очень. И так было не только в Златоусте.
В предписании Главного Начальника горных заводов хребта Уральского А. И. Дитерихса от 13 июня 1835 года прямо указывалось, что «… во многих заводоуправлениях вовсе не обращается внимание, а в других весьма слабое, на прививание младенцам предохранительной оспы и что предписание Губернского комитета до ныне не имеет того благотворительного действия, какое ожидает Правительство». Оспопрививание должно быть «усилено, и члены комитетов прилагали бы к этому всевозможное старание и попечение».
Оспенные комитеты Златоустовского горного округа
Для «усиления оспопрививания», по предложению Горного Начальника Златоустовских заводов и Директора Оружейной фабрики П. П. Аносова, 2 ноября 1835 года образован Оспенный комитет Златоустовского горного округа. Председателем назначен помощник Горного Начальника Златоустовских заводов майор Ахматов, а членами – обер-бергмейстер фон Зигель, медицинский инспектор, штаб-лекарь Городенский, златоустовский протоиерей, секретарём – секретарь Главной конторы Златоустовских заводов Гостев.
«Частные» (заводские) оспенные комитеты были образованы в Златоустовском, Саткинском, Кусинском, Миасском и Артинском заводах. Все они подчинялись Оспенному комитету Златоустовского горного округа.
Оспенным комитетам были поставлены задачи:
1. «поставить в непременную обязанность употреблять всевозможные средства к распространению оспопрививания в заводах Златоустовского округа, руководствуясь к достижению сей цели второю главою Свода Законов устава Медицинской Полиции об оспопрививании».
2. составлять полугодовые ведомости по установленной форме «о числе детей коим привита оспа» и сводные ведомости отправлять в Оренбургский и Пермский губернские оспенные комитеты.
3. обязать заводские конторы собирать и представлять в комитеты именные списки о «малолетних детях, у коих ещё не было оспы», не достигших 10-летнего возраста. В дальнейшем, в конце «каждого месяца доставлять такие же списки о вновь рождённых детях».
4. обязать заводские конторы и Управу Благочиния оказывать всякое содействие медикам при организации оспопрививания детей.
5. обязать медиков, чтобы они «с тщанием исполняли все предписанные Законом обязанности оспопрививания, и посредством беспрерывного прививания старались всегда сохранять свежую материю, и такую, которая уже потеряла силу, ни под каким видом не прививать».
Оспопрививание младенцам проводилось весь год, за исключением времени, отпущенного мастеровым заводов, на страду. К середине ХIХ века показатели вакцинации были не плохими, результаты тоже. У 80 процентов вакцинированных младенцев прививка оспы действовала. Статистика смертности у непривитых младенцев была значительно хуже. Так, например, в Саткинском заводе с 1 июля по 31 декабря 1845 года из 80 непривитых младенцев умерли 75.
Оспенные комитеты действовали до 1865 года, затем на основании положения «О введении в России повсеместно оспопрививания», были упразднены, их функции были переданы земским учреждениям.
Оспопрививательные иглы
В архивном фонде Златоустовской оружейной конторы имеются документы, повествующие об изготовлении на Златоустовской оружейной фабрике оспопрививательных игл. Они производились в стальном отделении фабрики. В 1846 – 1847 годах, по заказу Войскового Правления Оренбургского казачьего войска, было изготовлено 145 штук оспопрививательных игл для снабжения ими «оспенных учеников».
Признание вклада Эдварда Дженнера в науку
Английский врач Эдвард Дженнер в 1798 году усовершенствовал метод вакцинации и стал бороться за его применение. Открытие этого учёного и по сей день спасает множество жизней.
Дженнер предложил свою технику вакцинации всему миру и не предпринял ни одной попытки извлечь из неё личную выгоду. Признавая выдающиеся заслуги учёного, в 1802 году британский парламент присвоил ему премию в 10 000 фунтов стерлингов, а в 1807 году наградил его ещё 20 000 фунтов стерлингов. В 1803 году в Лондоне были основаны Королевское Дженнеровское общество и Институт оспопрививания (Дженнеровский институт). Дженнер стал его первым и пожизненным руководителем. Его подвиг снискал признание во всём мире, Дженнера приняли в почётные члены многие научные общества Европы. Он стал почётным гражданином Лондона.
Памятник в Лондоне на златоустовские деньги
В 1858 году принц-консорт Альберт торжественно открыл в Лондоне на Трафальгарской площади бронзовый памятник Эдварду Дженнеру. Этот памятник есть и сейчас, только находится он в Кенсингтонских садах, куда его перенесли после мощной компании, устроенной противниками вакцинации в 1862 году.
Стоимость британского памятника была покрыта за счёт международной подписки по сбору средств на его установку. Именно в ней участвовала и Россия.
11 мая 1851 года император Николай I, после доклада министра внутренних дел Л. А. Перовского, разрешил открыть подписку по сбору «приношений» на сооружение «приличного памятника Дженнеру, увековечившему имя свое помянутым открытием, столь благодетельным для человечества». Средства собирал Медицинский департамент Министерства внутренних дел Российской империи с губернских отделений, которые на местах проводили сборы до 1 января 1853 года.
Златоуст тоже внёс свою скромную лепту в устройство памятника. В Златоустовском архиве имеется на хранении дело по сбору средств на установку памятника на заводах Златоустовского горного округа в 1852 году. Всего было собрано по округу 8 рублей 96,5 копеек серебром, сумма небольшая, но факт остаётся фактом:
- по Златоустовской заводской конторе в добровольной подписке участвовали коллежский советник, доктор медицины И. И. Подановский (2 рубля) и капитан Ф. М. Ботышев (1 рубль), 3 копейки серебром страховых
- по Кусинской заводской конторе - штабс-капитан В. И. Давидович – Нащинский (1рубль), Яков Ермаков (25 копеек серебром), лекарь В. Г. Фролов (1рубль), А. Д. Романовский (1рубль)
- по Златоустовской оружейной конторе собрано 1 рубль 66 копеек серебром
- по Артинской заводской конторе – капитан И. И.Редикорцев (25 копеек), штаб-лекарь М. А. Стржалковский (25 копеек), поручик М. П. Иванов (10 копеек), провиантский смотритель Д. Е. Разумков (10 копеек), бухгалтер А. М. Сергеев (10 копеек), урядник Д. А. Стрижев (5 копеек), М. Ф. Баушев (3 копейки), Г. А. Волочнев (3 копейки), урядник Т. М. Галкин (5 копеек), И. Ф. Лыхин (5 копеек), П. Г. Волочнев (3 копейки).
В Саткинской и Миасской заводских конторах желающих принять участие в подписке не оказалось. В сентябре 1852 года собранные деньги были отправлены в Уральское горное правление.
В 1996 году, в ознаменование 200-летия медицинского эксперимента с вакциной против оспы, в тротуар перед памятником Дженнеру вмуровали табличку, объясняющую заслуги учёного перед человечеством.
Законы Советской России
В 1853 году вакцинация от оспы в Великобритании стала обязательной. В нашей же стране, лишь с приходом к власти большевиков, 10 апреля 1919 года вышел декрет СНК РСФСР «Об обязательном оспопрививании», имевший всеобщий характер. В 1924 году был издан новый закон об обязательной вакцинации и ревакцинации, а уже к 1936 году натуральная оспа в СССР была ликвидирована.
Два года наблюдений за COVID, показали, что вирус никуда не уходит, он то затухает, то вспыхивает с новой силой, унося здоровье и жизни людей. Этим он похож на оспу. Оспу, благодаря вакцинации, победили. Может быть, и COVID с помощью вакцинации удастся взять под контроль.
Для справки: цены на Златоустовском рынке в июле - августе 1852 года
- мука пшеничная – 1 пуд – 33 копейки
- крупа перловая – 1 пуд – 4 рубля
- крупа гречневая – 1 пуд – 63 копейки
- масло сливочное – 1 пуд – 4 рубля
- масло постное - 1 пуд – 2 рубля 60 копеек
- мясо говяжье 1 сорт – 1 пуд – 90 копеек
- соль озёрная – 1 пуд – 50 копеек
- рыба окунь – 1 пуд – 90 копеек
- яйца – 100 штук – 55 копеек
Основание: Ф. И-19. Оп.1. Д.479, Д.617, Д.1700. Л.1-9, 13-20;
Ф. И-22. Оп.1. Д.578;
Ф. И-24. Оп.1. Д.650. Л.25; Д. 1186. Л. 27; Д. 1225. Л.9-10, 13; Д. 1238. Л.42;
Ф. И-32. Оп.1. Д.41. Л.28-32;
Ф. И-67. Оп.1. Д.716; Д.1486. Л.11-11об.;
Интернет-ресурсы.
Главный архивист Архива ЗГО И. Шубина
Информация об изменении страницы: 23.12.2021 14:33:50, Анастасия Семёнова